Меню
Ваши билеты в личном кабинете

«Стоун»: Рецензия Киноафиши

«Стоун»: Рецензия Киноафиши

Как и всякий великий фильм, «Стоун» – совсем не о том, что написано в синопсисе. Не об уходе на пенсию, не о шантаже и не об освобождении из мест не столь отдаленных, хотя и обо всем этом, разумеется, тоже. Так же как и «Убийца внутри меня», к которому режиссер «Стоуна» Джон Кёррен написал сценарий, «Стоун» – религиозная медитация, только, если угодно, с обратным знаком: если The Killer inside Me – история блужданий абсолютно падшей души, обнаруживающей в себе лишь мерзость запустения, то Stone – история преображения. Странного, непривычного, доходящего до понимания вещей, совсем уж радикально противоречащих здравому смыслу, но (и особенно благодаря этому) – преображения.

Собственно, религиозный смысл фильма транслируется непосредственно и прямым текстом: конечно, не через авторский громкоговоритель Господа Бога, как в «Антителах» Кристиана Альварта, а через беседы на некой христианской радиостанции, неотступно сопровождающие всё действие, – и тем не менее транслируется слишком уж, пожалуй, буквально и «в лоб». С другой стороны, этот рефрен мало того что весьма неординарен – он еще и оказывается краеугольным для сюжета, а следовательно, его непосредственное проговаривание не просто иллюстрация интриги.

Главные персонажи, блистательно исполненные Робертом Де Ниро и Эдвардом Нортоном, суть два полюса в этом полотне о человеческой природе и свободе воли. Первый – полюс добра, смещающийся по наклонной плоскости шаблонов, привычек и подавленной, но не уничтоженной гордыни. Второй – полюс зла, смещающийся к некоему подлинному постижению мира. В этом взаимном смещении друг относительно друга они движутся параллельно: оба доходят до предельной черты, до постоянной мысли о самоубийстве, до невозможности всё изменить и исправить. Но: «Мы грешники не потому, что грешим, – мы грешим потому, что грешники». Мы предопределены собственной природой, а природа эта, в свою очередь, такова, поскольку предузнана Богом. «Господь уже предопределил то, что должно произойти. И ничто не сможет этого изменить».

Герой Де Ниро постоянным усилием самодисциплины избавляется от себя прежнего, того, который в начале фильма едва не выбрасывает в окно собственного ребенка, – но окончательно избавиться не может и никогда не сможет по определению. С любимой женой его объединяет лишь многодесятилетняя привычка совместного существования да общая тяга к выпивке, единственно способной скрасить уныние и скуку вечернего ничегонеделанья. С любимой дочерью его уже ничто не объединяет. Более того, Кёррен устраивает в середине фильма символический акт, весьма значимый для истории кинематографа. Почти полвека назад сатана в исполнении Де Ниро хищно поедал в «Сердце Ангела» яйцо, которое символизировало ставшую его добычей падшую душу. В «Стоуне» персонаж Де Ниро тоже поедает яйцо, но данная процедура подразумевает ровно противоположное: плод, поднесенный героиней Миллы Йовович, фактически означает искушение, а принятие этого плода (куриного, фруктового, – не все ли равно…), с последующей любовной связью, – принятие искушения и, следовательно, подчинение себя иной, внешней силе. Тут уже скорее не Ева, а Лилит, уверяющая, что «никакого Бога не существует» (и для нее действительно никакого Бога не существует – только тело и инстинкт игры). Тюремный инспектор оказывается сломленным и побежденным задолго до красноречивого финала.

Персонаж Нортона, подопечный инспектора, совершает обратный путь. Пройдя через психическую пытку заточения, грозящую полным мраком безумия, Стоун (это прозвище, означающее «камень», в религиозном контексте фильма более чем неслучайно), благодаря «шоковой терапии» в форме нечаянного созерцания чужого убийства, прозревает и обнаруживает глубинный замысел вещей. Олень, светило, звук, цвет, бесконечность, насильственная смерть, жестокость, страдание, прекрасное небо («чаша с синим, наполненная облаками»), – всё суть элементы Божественного замысла, первичной и неизменной красоты мироздания. То, что определенному человеку в определенный момент его жизни (или, лучше сказать, предопределенному человеку в предопределенный момент его жизни) кажется исключительно злым и уродливым, не таково для Бога, осуществляющего высший смысл во всем, в том числе и в любом зле. Предопределение означает уже не столько неотвратимость, сколько наполненность смыслом. Оно не столько ограничивает свободу извне, сколько дышит в самой ее сердцевине. Лишь тот, кто проживет и переживет опыт такого понимания, сможет выйти из тюрьмы свободным, вне зависимости от того, инспектор он или заключенный, преступник или надзирающий за преступниками, полюс добра или полюс зла.

Vlad Dracula

Играл важную роль: этого актера пришлось вырезать из «Кин-дза-дза!»
Человек собаке не друг: почему азиаты едят мясо, от мысли о котором русских воротит
Какие сцены цензура вырезала из «Приключений Али-Бабы»: версия для индусов на 24 минуты длиннее
«Встала на колено и поцеловала руку»: Цискаридзе свел с ума эту супермодель
Из-за дела Блиновской: Урганту, Собчак и другим пришлось объясняться с налоговой
Четыре нелепых ошибки русского дубляжа: напрочь изменили смысл голливудских фильмов
Самые желанные женщины обладают таким голосом: их мужья счастливее многих
Расслабились за кадром: что стояло за пошлыми сценами с Буруновым и Эрнст в «Содержанках»
Альпинистов обязали покупать мешки перед подъемом на Эверест: их предназначение может удивить
Даже ушли друг за другом: угадайте, как подиум навсегда связал Юдашкина и Зайцева
Эта сцена с допросом не вошла в «12 стульев»: убрали Гайдай и Захаров
И никаких комочков: так вот в чем секрет манной каши из СССР
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше